Без власти над собой. Иван Грозный.

                                                                              

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ГЛАВА. ВЫСОКИЙ КРЕСТ.

                                                                              Предивен звёзд высокий жест.

                                                                              Недвижен в небе жёлтый крест.

                                                                              В грозу рождённый неспроста –

                                                                              Да удостоился креста.

                                                                              Воздало небо, не коря,

                                                                              Судьбе великого царя.

     Былые победы и тяжкие поражения водили нескончаемый хоровод в голове Иоанна.  В московском  небе висел, пугая своей неподвижностью, странный огненный крест. Двинский воевода, спешно собирал в Холмогорах и Лапландии, окаянную орду из шести десятков волхвов-звездочётов, колдуний-ведуний,  для отправки в белокаменную. Вздыхал не напоказ:  чудит батюшка-царь, нешто такого добра в Москве да в Подмосковье не хватает?..

     Испуганному,  небесным знамением, царю  было не до раздумий: как там ближние и дальние подданные рассудят о прихоти государя?

     Опекать в Москве колдовскую братию был приставлен Богдан Бельский. Надобно сказать, шесть десятков прорицателей  довольно-таки большая компания, мало того – бескомпромиссная. Каждый врал что-то своё. Привести прогнозы к общему знаменателю не представлялось возможным. Передавать всю эту ахинею, по мнению Бельского, царю-батюшке было и вовсе глупо.

     Худший из прогнозов оставлял царю жизни три дня. Вездесущие всезнающие бояре лицемерно сокрушались, передавая весть друг другу, и не стыдясь, залебезили перед Годуновыми.

     Самочувствие царя то улучшалось, даруя несбыточные надежды, то ухудшалось, повергая его в глубокое отчаяние. В ожидании неминуемой  кончины царь огласил завещание в пользу Фёдора, назвал имена помощников…  И опять принялся пытать Бельского, что де болтают колдуны? Бельский носился по колдовскому кругу, шалел от разнообразия прогнозов и панически боялся попадаться на глаза болящему государю.

     Иван Васильевич запросился в баню. После помывки вышел взбодрённый, посвежевший, попенял на себя окружающим, вот, дескать, третий раз объявил «духовную» и опять поторопился…

     Шахматные фигуры расставлялись неспешно в своём обычном порядке… Бояре переминались с ноги на ногу, думая и гадая: кому из них сегодня выпадет честь подыгрывать и проигрывать государю московскому? Королевская фигура с тихим стуком упала с доски, царь откинулся в кресло, шумно вздохнул и затих. Бояре замерли, в собачьей стойке, неведомо… шутит Иоанн в обычной своей манере, или…

     Уныло гудели московские колокола, сопровождая народный плач.        Множество народа стеклось, со всех концов земли русской, на похороны первого московского царя.

     Невольника любви и ненависти и притеснителя церкви.

     Разорителя Новгорода и укрепителя рубежей русских.

     Утратчика моря Свейского и завоевателя Казани и Астрахани.

     Убийцы сына и освободителя многая, многая тысяща, пленников русских.

 

  1. Спасибо за полезную информацию. Тем временем кандидат в депутаты Анастасия Павлюченкова заявляет, что готова работать «…мощнее, активнее и качественнее». Подробнее об этом https://spravedlivo.ru/11429410 . А Вы, что думаете о том, когда молодые девушки типа Анастасии Павлюченковой идут в политику?

  2. ‘Иван Грозный’ — это фильм не только о личностной драме самодержца, не только о борьбе за власть, а скорее о самой власти, о её методах, жестокости. По сути, фильм должен был соответствовать тенденции упрочения культа личности. Но задумка великого режиссера много шире. Иван Грозный предстаёт как сущий безумец, демон. На экране демонстрируется поэтапное разложение и разрушение личности главного героя под воздействием власти. Известно, что Эйзенштейн тщательно прорабатывал сценарий фильма: он изучил подробно историю Руси в период междоусобных воин, биографии европейских тиранов-самодержцев и даже японских сёгунов. Невероятны по своей красоте панорамные кадры, кадры дальнего плана. В фильме нет такого кадра, который был бы пустым. Каждый композиционно заполнен. Примечателен тот факт, что Эйзенштейном были установлены ‘запрещенные’ ракурсы съемки лица царя Ивана. По мере того, как Ивану начинает казаться везде боярский заговор, то есть, по сути, начинается паранойя, герой принимает с каждой сценой демонические черты. Эйзенштейн долгие годы разрабатывал теоретические основы кинематографа, это касается и монтажа, и звуко-зрительного эффекта, и композиции, отдельного кадра, цвета, актерской пластики. В своём фильме режиссер делает акцент на первом плане. Ставя кадры в определенном порядке, автор добивается невероятно сильного эмоционального воздействия на зрителя. Монтаж для него — основное средство художественной выразительности. С появлением звука в кино, камера становятся более статична, а ‘нарезанный’, ‘кусковой’ или ‘короткий’ монтаж приобретает новую форму и становится менее ритмичным. Ритм задается звуком. Эйзенштейн долгое время разрабатывал различные принципы синтеза кинематографа и музыки. Эйзенштейн стремится соединить графическое и музыкальное искусство. В создании фильма Эйзенштейн сотрудничал с С. С. Прокофьевым. Поистине плодотворный союз. Музыка композитора прекрасно легла на фильм. Она играет в нем определяющую роль. Звуком дополняются движения героев фильма, тем самым, усиливая воздействие на зрительскую аудиторию. Надо сказать, что Эйзенштейн с легкостью преподносит зрителю информацию и не строит никаких барьеров для зрительского восприятия как это, например, делает А. А. Тарковский. Музыка, крупный и средний планы облегчают просмотр, зрителю не требуется никакой подготовки для рефлексии этого фильма. Фильм принадлежит к историческому жанру, однако, я с этим согласна не полностью. Действительно, декорации и костюмы создают атмосферу времен Ивана Грозного, но главная задача режиссера сводилась к тому, чтобы вызвать у зрителя ассоциации с нынешней действительностью, с эпохой деспотичного правления Сталина. Как художник, Эйзенштейн сконструировал другую реальность, построил все причинно-следственные связи. Лики, которые мы видим в Успенском соборе, над входом во дворец, не свойственны православной иконографии, они гиперболизированы. Владимир Старицкий не был слабоумным дурачком. Следственно, фильм надисторичен. В работе затрагиваются две темы – личностная и политическая. Мы видим в царской жизни непрерывающуюся борьбу с боярами, предательство и непослушание, смерть, несчастья. Царя одолевают сомнения, он мечется, а поддержки у него нет — все встают в оппозицию. Но есть другое прочтение – политическая тема. Все личностное выражается в методах правления самодержца. Нежелание подчиняться пробуждает в нем негативные стороны характера. В образе Ивана Грозного (Николай Черкасов) зритель невольно примечает что-то демоническое. Удивительно, но если зрителю показать фотографии Ф. И. Шаляпина выступающего в роли Мефистофеля в опере ‘Фауст’, это только подтвердит ощущение зрителя. В начале фильма мы видим молодого прекрасного царя, доброго, но справедливого. По мере просмотра фильма черты царя становятся острее и суше, у него появляется борода, острой и вытянутой формы, и зловещий взгляд. Основная идея, переданная режиссером, состоит в следующем: власть из любого сделает демона. Безусловно, фильм требует осмысления, долгого и кропотливого. Чем больше анализируешь работу, тем более восхищаешься гениальностью режиссера и новаторством его приемов. Фильм нужно смотреть не 2 и не 3 раза, чтобы увидеть все прекрасные нюансы режиссерской работы. 9 из 10

  3. XVII съезд ВКП(б), состоявшийся в 1934 году и официально названный съездом победителей , оказался съездом обреченных : 1108 из 1956 делегатов и 97 из 139 избранных членов ЦК были казнены, еще пятеро покончили с собой. Во-вторых, Сталин, по оценкам историков, решил почистить страну перед большой войной: после установления нелегитимной диктатуры, конфискации частной собственности, отмены всех политических и личных свобод, Голодомора и глумления над религией образовалось слишком много людей, жестоко обиженных советской властью.

    1. Что можно сказать? Времена не выбирают. В них живут и умирают. Я думаю, что именно мерзавцы из тех лет расплачиваются сейчас страшными заболеваниями своих внучат и правнучат. Гниль наказуема, хотя в это предпочитают не верить, те кто паскудит сейчас.

  4. Отличный материал, спасибо. Изучайте программы и бронируйте то, что вам понравится. Переходите по ссылке обзорная экскурсия по Калининграду . При бронировании менеджер сообщит место и время сбора туристов на экскурсию..

Добавить комментарий для admin Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *